2

Дети с проблемами развития в современном мире. Проблемы общества

Дети с проблемами развития в современном мире

По мировым статистическим сведениям, количество детей с нарушениями развития (с атипиями развития) составляет от 4,5 до 11 %, в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Причем, эти показатели из года в год имеют тенденцию к возрастанию и качественному изменению, поскольку увеличиваются факторы риска нарушений в развитии, а также регулярно пересматриваются научные критерии выделения этих нарушений. Статистические изменения связаны не только с определением количества таких детей, но и с квалификацией самих нарушений, которая также имеет тенденцию к постоянному совершенствованию.

В России на протяжении длительного времени учет количества детей с нарушениями развития практически отсутствовал, и об этих данных  можно  было судить лишь косвенно по охвату таких детей специальным обучением.   Исследований по распространенности атипий развития на протяжении  почти всего советского периода и на современном этапе практически не проводилось, более того, отдельные данные о распространенности нарушений развития были закрытыми.

Дети с проблемами развития в современном миреСейчас можно лишь констатировать, что группа таких людей весьма значительна, и они, живя в современном интенсивно изменяющемся мире, имеют проблемы, с которыми  самостоятельно не справляются, и которые современному обществу необходимо решать  как минимум в плане организации помощи.

Проблемы детей с нарушениями развития относятся к разным сторонам их жизнедеятельности. Это касается их психического развития, здоровья, общения и взаимодействия, обучения, выбора профессии, трудоустройства и создания семьи и карьеры. Жизнь такого ребенка значительно отличается от жизни его сверстников. Перечисленные проблемы обозначаются соответствующими векторами помощи ребенку с нарушениями развития на разных этапах его жизни. Глобальные задачи помощи детям и ее конечный результат должны обеспечивать качественное улучшений их жизни, психологическую экологию здоровья и социальное благополучие. Этот результат предполагается видеть во всестороннем развитии личности детей, повышении качества их жизни и удовлетворенности ею. Решение этих задач во многом связано с восприятием обществом детей с проблемами развития и отношением к их «инакости».

В немногочисленных исследованиях, посвященных социально-психологическому изучению проблемных детей, их родителей и учителей (Школьникова Е.Н, 1989, Шипицина Л.М,2002, Сорокин В.М., Михайлова Е.В., 2003 и др) можно найти косвенные свидетельства того, что в восприятии взрослыми проблемного ребенка в значительной степени преобладают составляющие негативного порядка затрудняющие одновременное восприятие его положительных характеристик и провоцирующие тревожность за него и сомнения в его будущем. Это же наблюдается и среди студентов младших курсов – будущих профессионалов в области помощи  проблемным детям (психологов, дефектологов, логопедов)( Усанова О.Н., 2019).

Иными словами, главенствующей в формировании образа проблемного ребенка и отношения к нему является социальная установка, что «проблемные дети имеют недостатки», и при этом слабо выражены представления об их положительных возможностях. В связи с этим по законам психологии любая информация о таких детях будет «собираться» обществом в ключе этой, а не какой-либо другой установки.

Одновременно в этом контексте важно и то, что Я-концепция ребенка формируется через отношение других людей. Именно это отношение и становится содержанием представлений ребенка о самом себе. В свою очередь представления о ребенке в обществе и его Я-концепция  регулируют место ребенка в системе социальных отношений, определяя его границы. Переживание своего состояния с точки зрения других людей задает в известной степени предел в изменениях в развитии: («Какими вы нас видите, такими мы и будем»).

Особенностью этого переживания – своего места в системе человеческих отношений – состоит еще и в том, что оно ориентирует ребенка в его правах им обязанностях, регулирует нормы социального взаимодействия с ним, их возможную динамику. Все эти формы отношений постепенно аккумулируются и влияют на содержание  общественного мнения, а соответственно и на направленное реагирование государства и организационные меры помощи этому контингенту населения.

Исследования формирования отношений к проблемным детям показывают, что в разных возрастных и социальных группах они неодинаковы. Так, в  младшем  возрасте  дети в своей среде с трудом выделяют сверстников, у которых есть проблемы. Их мнение по данному поводу в большинстве случаев основывается на реакциях воспитателя или учителя. Дети ориентируются на речь взрослого, его интонацию, лексику, и именно это оказывает влияние на формирование отношения к проблемному ребенку.

Семантическое поле учительской лексики, отражающее отношение к «инаким» детям,  связано с взаимодействием с детьми в условиях обучения и с реакцией учителя на видение ребенка окружающими взрослыми и детьми. В результате проблема принятия – непринятия ребенка связана с тем, как вписывается ребенок в стандарты восприятия и терпимости конкретного учителя. Подобные стандарты определяются многим: скоростью включения ребенка в ситуацию обучения, возможностями удержания в ней, реакцией на меру расхождения между ожиданием учителя и возможностями ребенка, а главное – средними показателями результативности усвоения ребенком преподносимого учителем материала, которые представлены в стереотипных вариантах задач обучения.  Следствием является определенное отношение учителя к ребенку, и, ориентируясь на отношение взрослого, другие дети также начинают выделять «проблемных» сверстников и строить свое отношение к ним и свое с ними взаимодействие.

На уровне общего отношения со стороны сверстников с нормальным развитием, их родителей и часто – учителей,  которые входят в систему ближайшего окружения данной категории детей, фиксируются две тенденции: первая – неприятие и стремление к изоляции, нежелание соприкасаться, настороженность. Вторая – безразличие и отчужденность.

Позиция общества по отношению к такому ребенку и ожидания от ребенка формируют характер ожидания общества и его членов (в том числе – родителей, учителей, воспитателей, специалистов) применительно к нему. Последнее прямым образом влияет на социальный заказ по отношению к этим детям: как учить, чему учить, как воспитывать и почему, как готовить к самостоятельной жизни, как оценивать результаты достижений ребенка.

Дети с проблемами развития в современном миреДля решения подобных задач общество должно располагать психологической информацией о проблемном ребенке: кто он такой, какие у него трудности, возможности, что можно от него ожидать. Кроме того, обществу необходимо понимать психологическую реальность ребенка с проблемами развития,  которая по законам психологии опосредованно (через родителей и малые социальные группы) структурируется обществом, закрепляясь как обобщенное коллективное мнение. Эта информация  и формирует способы реагирования общества в стихийной или направленной форме, что выражается в создании условий развития и обучения таких детей.  Таким образом, решение задач помощи детям, их обучения и развития зависит от того, как в общественном сознании  выстраивается система отношений к этим детям.

Как известно, психологическую реальность жизни конкретного человека образуют представления о себе, собственное Я человека (Я-концепция), представления о других людях, о собственной жизни и рефлексия социальных связей.  Психологическая реальность создается в процессе социального общения и порождается другим человеком. Поэтому для проблемного ребенка, как и для становления детей с нормативным развитием, важнейшим условием, определяющим его жизнедеятельность, является отношение Других. А это связано с тем, каким его видят Другие.

Психологическая реальность проблемного ребенка изначально принципиально отлична тем, что «Я» ребенка и его дистанция с психологическим пространством другого человека формируются в зависимости от принятия ребенка: начиная с родителей – в раннем возрасте и заканчивая обществом – в более позднем возрасте. С момента рождения такого ребенка его психологическая реальность зависит от атмосферы в семье, от уровня притязаний родителей к будущему ребенка, от тех энергозатрат, которые приходится испытывать ребенку для достижения результатов, от его потенциальных возможностей и многого другого. Для проблемного ребенка организуется своя система разрешений и  запретов, влияющая на степень активности и свободы его поведения (в контактах, действиях).

Существенными составляющими, влияющими на характер психологической реальности проблемного ребенка являются специфическое изменение сферы его общения и взаимодействия – частичное ее сужение и качественное изменение: с одной стороны, за счет расширения преимущественно взрослого круга лиц, помогающих ему, а с другой – за счет ограничения свободного выбора в среде сверстников. С точки зрения развития самосознания и построения «Я»-концепции можно говорить о том, что дистанция «Я» – «Другой» при отклонениях развития может сокращаться до минимума, приводя к зависимости от другого человека, инфантильной доверчивости, внушаемости, инертности в поведении. Иными словами, социальная среда ребенка с проблемами принципиально отличается от социальной среды его нормально развивающегося сверстника.

Психологическая реальность ребенка с проблемами опосредованно (через родителей и малые социальные группы) структурируется обществом, закрепляясь как обобщенное коллективное мнение и формируя способы реагирования общества в стихийной или направленной форме, что выражается в содержании социального заказа по отношению к этим детям в обществе и действиях по его осуществлению.

В представлениях о людях с нарушением развития всегда содержались некие правила отношения к ним. Современное общество и образ жизни его граждан значительно изменились. В мире происходит трансформация межличностных отношений и социальных институтов в сторону их гуманизации. Новые ценностные ориентиры современного общества, принимающего детей с проблемами как равноправных субъектов жизненного взаимодействия и межличностных отношений, направляют внимание специалистов и граждан на поиски способов гуманизации общественного сознания по отношению к таким детям.

Дети с проблемами развития в современном миреСоциально-психологическая стратегия помощи этим детям в русле гуманизма будет способствовать формированию личности, адекватно воспринимающей действительность, способной к продуктивному взаимодействию и решению собственных жизненных проблем.

Автор: Усанова О.Н. Профессор Московского института психоанализа, эксперт ООО «Лига здоровья нации», доктор психологических наук.

Здесь собраны самые интересные новости, факты, рейтинги, обзоры и статьи, которые есть в интернете ➡ :

У нас представлены самые удивительные, необычные и интересные истории, топы, факты, обзоры, рейтинги и новости. Если информация показалась любопытной то подписывайтесь на «bestfacts.ru»! Уважаемые читатели, о чем вы бы еще хотели бы узнать и поделиться со своими друзьями??? Пишите свои предложения в комментариях или публикуйте свои интересные новости, факты и истории в рубрике ДОБАВИТЬ НОВОСТЬ!!!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5Звёзд: 6Звёзд: 7Звёзд: 8Звёзд: 9Звёзд: 10 (5 оценок, среднее: 10,00 из 10)
Загрузка...